Доля свободных площадей в торговых центрах Москвы приблизилась к 4%

Согласно данным компании JLL, за первые три месяца 2019 года доля свободных площадей в торговых центрах столицы опустилась до 4,3%, что является самым низким уровнем с середины 2014 года.

10 апреля 2019

Москва, 10 апреля 2019 года – Такая динамика обусловлена минимальным вводом 2017-2018 годов, в течение которых было открыто восемь ТЦ (278 тыс. кв. м ); это в два раза меньше количества новых объектов в 2015-2016 годах. Нехватка качественных торговых площадей и высокая заполняемость выходящих на рынок ТЦ повлекли за собой снижение доли свободных площадей на 1,7 п.п за год и на 0,8 п.п. за минувший квартал.

«Более трети столичных торговых центров сократили объем незанятых площадей за последний год, – говорит Полина Жилкина, руководитель отдела ритейл консалтинга компании JLL. – При этом на рынке есть ряд объектов, в которых фиксируется значительно более высокий уровень вакантности – порядка 20-50%, что объясняется недостатками в их расположении и доступности, концепции, составе ключевых арендаторов. В таких случаях собственнику необходимо провести анализ текущего состояния ТРЦ, выявить первопричины и разработать план реконцепции».

Заявленные на 2019 год 320 тыс. кв. м нового предложения указывают на начало нового цикла на рынке торговой недвижимости. Среди объектов, заявленных на 2019 год, - ТРЦ «Саларис» (110 тыс. кв. м), торговый центр в составе парка развлечений «Остров Мечты» (65 тыс. кв. м), аутлет Novaya Riga Outlet Village (38 тыс. кв. м) и несколько районных торговых центров ADG Group. С учетом ввода всех заявленных проектов ожидается рост доли свободных площадей до 5,1% к концу 2019 года.

Доля свободных площадей в торговых центрах Москвы
Доля свободных площадей в торговых центрах Москвы_100419.png
Источник: JLL

«Восстановление девелоперской активности сопровождается изменениями форматов торговых центров и состава арендаторов. В будущем предложении преобладают районные проекты со значительной развлекательной составляющей и проекты в составе ТПУ. Кроме того, для повышения конкурентоспособности и расширения аудитории в составе арендаторов торговых центров появляются нестандартные функции – коворкинги, МФЦ, ярмарки, pop-up магазины и форматы “магазин в магазине”, – комментирует Екатерина Земская, руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL. – Кроме того, торговые центры продолжают наращивать долю кафе, ресторанов и развлечений: за последние 10 лет доля арендаторов этих сегментов в объеме арендуемой площади ключевых объектов выросла с 8% до 20%».

При этом активность выхода новых международных брендов на российский рынок значительно снизилась: в 1-м квартале 2019 года он пополнился лишь четырьмя именами против 10 в годом ранее. Наименьший результат был зафиксирован в 1-м квартале 2015 года, когда появилось всего два бренда. Стоит отметить, что количество ушедших с российского рынка брендов в прошедшем квартале равняется количеству новичков. 

Низкая активность связана в первую очередь с недостатком качественных площадей для развития ритейлеров как в торговых центрах, так и в ключевых локациях стрит-ритейла, подходящих для открытия флагманов. В 2019 году российский рынок ждет несколько крупных иностранных брендов, в том числе молодежного ритейлера Urban Revivo, парфюмерные бренды Le Labo и By Kilian; также в ближайшее время ожидается & Other stories от H&M Group.

Выход ритейлеров на рынок и их уход из России
Выход ритейлеров на рынок и их уход из России_100419.png
Источник: JLL

О компании JLL

JLL (NYSE: JLL) является лидирующей компанией на рынке профессиональных услуг в сфере недвижимости и управления инвестициями. Мы реализуем новый подход к недвижимости, формируя пространства и неограниченные возможности для достижения самых смелых целей. Следуя этому подходу, мы сегодня создаем лучшее завтра для наших клиентов, сотрудников и общества в целом. JLL входит в список крупнейших компаний мира Fortune 500; выручка в 2018 году составила 16,3 млрд долл. Компания JLL объединяет свыше 90 тыс. сотрудников в более чем 80 странах мира (по данным на 31 декабря 2018 года). JLL является брендом и зарегистрированным торговым знаком Jones Lang LaSalle Incorporated.

В России и странах СНГ JLL представлена офисами в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Российская команда JLL отмечена престижными наградами, включая премию «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Москва в 2004, 2006-2017 годах, «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Санкт-Петербург в 2009 и 2016 годах, а также «Лучшая консалтинговая компания на рынке недвижимости России» по версии Euromoney Real Estate Awards в 2014-2018 годах.