Перенос запуска 60% анонсированных на 2018 год торговых площадей привел к рекордно низкому объему ввода в Москве

Вместо заявленных 306 тыс. на рынок вышло 123 тыс. кв. м

15 января 2019

Москва, 15 января 2019 года – Согласно данным компании JLL, в 2018 году в российской столице было введено 123 тыс. кв. м  торговых центров, что является одним из исторических минимумов. Так, объем строительства 2018 года лишь на 2,8 тыс. кв. м превышает абсолютный антирекорд 2012 года. 

Новое предложение 2018 года сформировано открытыми в 1-м полугодии ТРЦ «Каширская Плаза» (71 тыс. кв. м), ТРЦ «Миля» в Жулебине (19 тыс. кв. м), ТЦ «Петровский» (8,5 тыс. кв. м), а также начавшими работу в 4-м квартале торговыми центрами «Арена плаза» (17 тыс. кв. м) и «Краснопрудный» (около 7 тыс. кв. м).

Объем ввода на рынке торговых центров Москвы
Объем ввода на рынке торговых центров Москвы_150119_1.png
Источник: JLL

Низкий показатель ввода является следствием переноса на 2019 год целого ряда объектов, которые изначально были заявлены на прошедший год. Среди них ТЦ «Остров мечты», ТПУ «Рассказовка», ТЦ «Галеон», 2-я очередь ТЦ «Смоленский Пассаж» и несколько локальных объектов от ADG group.

В результате в 2019 году ожидается ввод 289 тыс. кв. м качественных торговых площадей, что в 2,3 раза превышает новое предложение 2018 года. Этот объем будет сформирован в основном за счет площадей торговых центров «Саларис» и «Остров мечты»: на них придется 61% ожидаемого годового показателя.

«На фоне ограниченного предложения качественных торговых площадей и усиления конкуренции за покупателей в 2018 году на рынке усилился тренд объединения различных услуг и товаров в единое пространство. Идет активная коллаборация форматов и концепций: кафе и магазинов, коворкингов и кафе, магазинов и детских комнат, развлечения и образования и так далее, – комментирует Екатерина Земская, руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL. – Помимо этого, хорошо известные на рынке бренды активно тестируют новые форматы. Например, чтобы быть ближе к покупателям, в 2018 году ИКЕА открыла первые в России магазины компактного формата – дизайн-студии –  сначала в ТЦ “Авиапарк”, а затем и в ЖК “LIFE-Ботанический Сад”».

В результате низкого объема ввода и нехватки качественных торговых площадей доля свободных площадей в ТЦ Москвы продолжила снижаться. По итогам 2018 года вакантность упала до минимальных за последние пять лет 5,2%. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года показатель снизился на 1 п.п.

«Сокращение уровня вакантности в течение прошедшего года происходило в первую очередь за счет снижения количества свободных площадей в таких торговых центрах, как “Мозаика”, “Рига Молл”, “Бутово Молл”. Кроме того, высокую динамику заполняемости в 2018 году демонстрировали новые объекты, построенные после 2016 года. К примеру, в ТРЦ “Ривьера” доля свободных площадей за 2018 год снизилась с 8% до 3%, а в ТРК “Vegas Кунцево” – с 15% до 8%», – отмечает Оксана Копылова, руководитель аналитики торговой и складской недвижимости компании JLL.

В 2019 году с учетом ожидаемого ввода торговых площадей уровень вакантности, по прогнозу аналитиков компании JLL, вырастет незначительно – до 5,8%.

Объем предложения и доля вакантных площадей на рынке торговых центров Москвы
Объем предложения и доля вакантных площадей на рынке торговых центров Москвы_150119.png
Источник: JLL

Активность выхода новых международных брендов снизилась в 2018 году: только 30 зарубежных ритейлеров открыли свои дебютные точки в России против 48 новичков в 2017-м. Достигнутый показатель стал минимальным за шесть лет. При этом семь ритейлеров покинули российский рынок за год по сравнению с девятью уходами в 2017 году.

Большинство брендов, появившихся на российском рынке в 2018 году, представляют премиум-сегмент (53%), тогда как в предыдущем году доминировали новички среднего класса с долей 46% в общем объеме; в 2018-м на средний сегмент пришлось 40% дебютов. Среди открытий 2018 года стоит выделить первые монобрендовые магазины That's Living, COS, Karl Lagerfeld, Coach.

Выход ритейлеров на рынок и их уход из России
Выход ритейлеров на рынок и их уход из России_150119.png
Источник: JLL

В 2019 году российский рынок ждет ряд крупных иностранных брендов, в том числе американский DreamPlay, который планирует открыть в Москве первую зону развлечений в ТЦ «Авиапарк». Также ожидается выход в Россию китайских ритейлеров – молодежной одежды Urban Revivo и спортивной одежды Li Ning. Кроме того, на 2019 год заявлено возвращение в Россию fashion-оператора Mеxx.

О компании JLL

JLL (NYSE: JLL) является лидирующей компанией на рынке профессиональных услуг в сфере недвижимости и управления инвестициями. Мы реализуем новый подход к недвижимости, формируя пространства и неограниченные возможности для достижения самых смелых целей. Следуя этому подходу, мы сегодня создаем лучшее завтра для наших клиентов, сотрудников и общества в целом. JLL входит в список крупнейших компаний мира Fortune 500, объединяет 88 тыс. сотрудников в более чем 80 странах мира (по данным на 30 сентября 2018 года). JLL является брендом и зарегистрированным торговым знаком Jones Lang LaSalle Incorporated.

В России и странах СНГ JLL представлена офисами в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. В 2004, 2006-2017 годах компания удостаивалась премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Москва, премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Санкт-Петербург в 2009 и 2016 годах, премии «Консультант года» на RCSC Awards в 2015 году.