Итоги 2018 года на гостиничных рынках Москвы и Петербурга: победители и аутсайдеры

В обеих столицах отели высокого сегмента лидировали по загрузке, люксовые – по темпам роста цен

января 24, 2019

Москва, Санкт-Петербург, 24 января 2019 года – Компания JLL представляет итоги 2018 года на рынке брендированных гостиниц Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга* и прМосква, Санкт-Петербург, 24 января 2019 года – Компания JLL представляет итоги 2018 года на рынке брендированных гостиниц Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга* и прогноз на 2019 год.

«Прошедший год стал настоящим испытанием и тестом для гостиничного рынка России. Сумеют ли отели выдержать толпы футбольных болельщиков, капризы команд и спонсоров, будет ли по душе сервис и облик гостиниц требовательным иностранцам – все эти вопросы звучали до мероприятия. Чемпионат мира прошел, особых происшествий не наблюдалось – только положительный PR-эффект, и отельерам остается подсчитывать прибыль», – говорит Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL.

Загрузка

Рынок Москвы оказался устойчивым с точки зрения операционных показателей гостиниц после чемпионата мира и показал значительный рост по сравнению с 2017 годом. В столице по итогам 2018 года было зафиксировано самое высокое среднерыночное количество занятых номеров – 76% в сравнении с 72% годом ранее.

Иная ситуация с точки зрения количества туристов сложилась в Санкт-Петербурге. По факту вторая столица России оказалась менее популярна у туристов на фоне повышения цен во время чемпионата мира по футболу. Ажиотаж, который обычно происходит во время белых ночей, не наблюдался, а фанатов было меньше, чем ожидалось. В результате средняя загрузка по году даже упала – на 1 п.п., до 61,3%.

Лидером по заполняемости в Москве стал высокий сегмент (Upscale, или аналог более привычных 4 звезд) – 81%, в то время как ближайшие «коллеги» этих отелей – верхний предел высокого сегмента (Upper Upscale, или так называемый 5 звезд бизнес) имели менее 70% проданных номеров. Высокий сегмент также лидировал в Санкт-Петербурге, но с менее впечатляющим результатом – 73% проданных номеров. При этом самый низкий показатель по результатам года в Петербурге был зафиксирован в самых дорогих отелях: люксовый сегмент был загружен только на 55%.

Динамика загрузки по сегментам гостиничного рынка
Динамика загрузки по сегментам гостиничного рынка_240119_1.png
Источник: STR, JLL

Средний тариф в рублях

По уровню тарифов 2018 год был крайне успешным в обоих городах. В Москве среднегодовая цена за номер (ADR) достигла максимальных в наблюдаемой истории 10,7 тыс. руб. (рост на 41% по сравнению с предыдущим годом), в Санкт-Петербурге увеличилась на 17%, до 7,8 тыс. руб.

Лидером по динамике и абсолютному значению показателя в обоих городах стал люксовый сегмент: в Москве средний тариф приблизился к 30 тыс. руб., в Петербурге – 22,5 тыс. руб. (рост на 62% и 20% соответственно).

Динамика среднего тарифа по сегментам гостиничного рынка, руб
Динамика среднего тарифа по сегментам гостиничного рынка, руб_240119.png
Источник: STR, JLL

Средний тариф в валюте

«Ситуация на рынке в целом благоприятствовала восстановлению среднего тарифа в долларах до докризисного уровня. Если по итогам 2017 года только люксовые отели Санкт-Петербурга смогли нарастить ADR до значения 2014 года, то в 2018-м московский люкс смог даже превзойти показатель-2014 – 467 долл. по сравнению с 351 долл. до падения рубля. Помимо этого, отели следующего по уровню, верхнего предела высокого сегмента, в Москве близки к пороговому значению – 238 долл. в 2018 году и 249 долл. в 2014-м, – говорит Татьяна Веллер. – В Петербурге, помимо люксовых отелей, в которых средний тариф уже превосходит докризисное значение (357 долл. против 312 долл.), ADR смогли восстановить гостиницы среднего сегмента (3 звезды) – 65 долл. против 64 долл. в 2014 году».

Динамика среднего тарифа по сегментам гостиничного рынка, долл.
Динамика среднего тарифа по сегментам гостиничного рынка, долл_240119.png
Источник: STR, JLL

Новые участники рынка

В 2018 году ввод брендированных номеров в России вырос в 1,5 раза: на фоне подготовки к чемпионату мира гостиничный рынок увеличился на 5,7 тыс. номеров по сравнению с 3,7 тыс. в 2017 году. Более половины этого предложения появилось в городах ЧМ (3,4 тыс. номеров), включая 1,7 тыс. в Москве и 540 в Санкт-Петербурге (в том числе ребрендинг W в So Sofitel). В 2019 году темпы открытия брендированных гостиниц должны замедлиться: в Москве международные бренды рассчитывают вывести на рынок «всего» 1,1 тыс. номеров, в Санкт-Петербурге планов по открытию пока нет.

Прогноз-2019

«Результаты 2018 года оказались очень близки к нашим прогнозам, и сейчас самое время оценить перспективы 2019-го – первого года гостиничных рынков после крупного международного мероприятия. По нашему мнению, в 2019 году московские отельеры будут пытаться сохранить высокий уровень загрузки, достигнутый в прошедшем году, при этом стараясь не сильно потерять в цене, в то время как Санкт-Петербург будет стремиться вернуть показатели 2017 года по загрузке, сохранив тариф 2018-го», - заключает Татьяна Веллер.

*Анализ на основе данных STR. Основу анализа составляют отели под международными и локальными брендами.

О компании JLL

JLL (NYSE: JLL) является лидирующей компанией на рынке профессиональных услуг в сфере недвижимости и управления инвестициями. Мы реализуем новый подход к недвижимости, формируя пространства и неограниченные возможности для достижения самых смелых целей. Следуя этому подходу, мы сегодня создаем лучшее завтра для наших клиентов, сотрудников и общества в целом. JLL входит в список крупнейших компаний мира Fortune 500, объединяет 88 тыс. сотрудников в более чем 80 странах мира (по данным на 30 сентября 2018 года). JLL является брендом и зарегистрированным торговым знаком Jones Lang LaSalle Incorporated.

В России и странах СНГ JLL представлена офисами в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. В 2004, 2006-2017 годах компания удостаивалась премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Москва, премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Санкт-Петербург в 2009 и 2016 годах, премии «Консультант года» на RCSC Awards в 2015 году.огноз на 2019 год.