Доля свободных площадей в ТЦ Санкт-Петербурга упала до 31%

В 2019 году ожидается дальнейшее сокращение показателя, несмотря на рост ввода

14 января 2019

Санкт-Петербург, 14 января 2019 года – По данным компании JLL, доля вакантных площадей в качественных торговых центрах Санкт-Петербурга за 4-й квартал 2018 года упала с 3,9% до 3,1%. Уменьшению показателя в первую очередь способствовало продолжающееся развитие fashion-ритейлеров, которые как открывают магазины в сравнительно новых объектах, так и заполняют освободившиеся помещения в давно работающих. В целом за 2018 год вакантность снизилась на 0,7 п.п.

Доля свободных площадей на рынке торговых центров Санкт-Петербурга
Доля свободных площадей на рынке торговых центров Санкт-Петербурга_140119_1.png
Источник: JLL

«В течение всего 2018 года мы наблюдали превышение объема открытий магазинов одежды и аксессуаров, обуви и кожгалантереи над закрытиями, и по итогам года оно достигло 39% исходя из площади магазинов. Это больше, чем в 2017 году, несмотря на меньший выбор помещений на рынке, что свидетельствует об устойчивом восстановлении данного сегмента после кризисного периода, - комментирует Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге. – При этом наибольшую активность проявлял fashion демократичного ценового сегмента. Это обусловлено низким темпом роста доходов населения, которые увеличились всего на 1,6% в Петербурге и сократились на 1,4% в Ленинградской области за январь-ноябрь 2018 года».

Среди открытых в последние три месяца года и анонсированных к скорому запуску арендаторов можно отметить Uniqlo в ТРК «Европолис», «Глобус» в ТРК «Сити Молл», Moss Moda в ТК «Питер», а также большое количество магазинов одежды в составе «Китай-города» в ТРК «Континент на Бухарестской».

Структура открытых и закрытых арендаторов в 4-м квартале 2018 года в ТЦ Санкт-Петербурга (исходя из площади)
Структура открытых и закрытых арендаторов в 4-м квартале 2018 года_140119_1.png
Источник: JLL

Высокая доля сегмента электроники в открытиях и закрытиях ушедшего года связана прежде всего с заменой Media Markt на других арендаторов. Помимо этого, из событий последнего квартала 2018 года можно отметить открытие магазинов DNS в ТРЦ «Питерлэнд» и «Эльдорадо» в ТРЦ «Монпансье».

«Возможности развития ритейлеров в Санкт-Петербурге ограничены: более чем в половине существующих качественных торговых центров (54%) на данный момент свободно менее 1% площадей, – отмечает Юлия Чернышева, руководитель направления торговой недвижимости компании JLL в Санкт-Петербурге. – При этом можно ожидать дальнейшего сокращения объема и доли вакантных площадей в 2019 году, в первую очередь за счет небольшого числа торговых центров, в которых свободно более 5% площадей. За исключением недавно введенных объектов, где все еще проходит органическое развитие, помещения в ТЦ пустуют вследствие определенных планировочных недочетов или недостаточно эффективного управления. Именно такие торговые центры могут быть подвергнуты реконцепции в ближайшие годы. Сейчас хороший период для качественных изменений в торговых центрах, так как конкуренция со стороны новых проектов минимальна».

Структура торговых центров по доле свободных площадей (исходя из количества ТЦ)
Структура торговых центров по доле свободных площадей (исходя из количества ТЦ)_190119_1.png
Источник: JLL

За 2018 год был введен лишь один качественный торговый объект – 2-я очередь Outlet Village Pulkovo (6,7 тыс. кв. м арендопригодной площади). На 2019 год анонсирован ввод трех комплексов совокупной площадью 52,9 тыс. кв. м. Макроэкономическая неопределенность не позволяет пока с уверенностью говорить о более долгосрочных перспективах. Есть ряд объектов, которые могут появиться в 2020 году при улучшении экономической ситуации, однако с высокой вероятностью сроки их ввода будут перенесены.

Динамика ввода торговых центров Санкт-Петербурга
Динамика ввода торговых центров Санкт-Петербурга_140119_1.png
Источник: JLL

О компании JLL

JLL (NYSE: JLL) является лидирующей компанией на рынке профессиональных услуг в сфере недвижимости и управления инвестициями. Мы реализуем новый подход к недвижимости, формируя пространства и неограниченные возможности для достижения самых смелых целей. Следуя этому подходу, мы сегодня создаем лучшее завтра для наших клиентов, сотрудников и общества в целом. JLL входит в список крупнейших компаний мира Fortune 500, объединяет 88 тыс. сотрудников в более чем 80 странах мира (по данным на 30 сентября 2018 года). JLL является брендом и зарегистрированным торговым знаком Jones Lang LaSalle Incorporated.

В России и странах СНГ JLL представлена офисами в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. В 2004, 2006-2017 годах компания удостаивалась премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Москва, премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Санкт-Петербург в 2009 и 2016 годах, премии «Консультант года» на RCSC Awards в 2015 году.