Статья

Рост популярности дарксторов на фоне расцвета онлайн-торговли

Склады, обеспечивающие доставку товаров на дом, – это будущее ритейла в пост-пандемийный период.

25 октября 2021

Стремительное развитие интернет-торговли во время пандемии COVID-19 потребовало совершенствования процессов хранения и дистрибуции товаров, что, в свою очередь, привело к увеличению спроса на так называемые «дарксторы».

Дарксторы представляют собой помещения, организованные как супермаркеты или склады и предназначенные для обработки и выполнения онлайн-заказов. Некоторые из них автоматизированы и не нуждаются в освещении, что и дало название всей концепции.

В последние годы интерес ритейлеров к дарксторам постепенно увеличивался, а пандемия COVID-19 существенно усилила эту тенденцию. Масштабные ограничения и карантинные меры привели к снижению числа покупателей в магазинах или даже полному закрытию торговых точек, что, в свою очередь, заставило потребителей делать больше покупок через интернет.

По словам Питера Блейда, руководителя отдела складских и индустриальных помещений компании JLL в Западном Сиднее, дарксторы сыграют ключевую роль в розничной торговле постковидной эпохи. «Пандемия привела к тому, что все больше групп покупателей освоили онлайн-шопинг, и многие из них не откажутся от этой привычки и в будущем. Некоторые ритейлеры воспользовались сложившейся ситуацией и переоборудовали свои обычные магазины в “темные”, поскольку удобное расположение вблизи городских центров обеспечивает возможность быстрой доставки заказов», – отмечает Блейд.

Такие сети супермаркетов, как Tesco в Великобритании, Coles и Woolworths в Австралии и Walmart в США, использовали концепцию дарксторов и до начала пандемии, поскольку она позволяет конкурировать с онлайн-ритейлерами.

Компания Coles запустила свой первый даркстор в центре Мельбурна в 2016 году, после того как в результате резкого роста онлайн-продаж все проходы классического магазина оказались переполнены тележками для сбора интернет-заказов. В этом магазине была организована специальная команда по комплектации онлайн-заказов для покупателей, живущих в радиусе 5 км.

В Соединенных Штатах сеть Walmart вместе с такими ритейлерами, как Albertsons и Stop & Shop, организуют внутри своих магазинов автоматизированные мини-склады и используют роботов, чтобы сэкономить на оплате труда работников, занимающихся комплектацией заказов вручную.

Подписаться

Хотите узнать больше? Не пропустите обновления

Последние новости, идеи и возможности с мировых рынков коммерческой недвижимости у вас в почте.

Но экономия затрат достигается не только за счет сокращения ручного труда. Согласно отчету американского инвестиционного банка Jeffries, поставки из небольших фулфилмент-центров благодаря близости к покупателям могут быть до двух раз дешевле, чем с крупных централизованных складов. А поскольку они необязательно должны быть расположены на центральных улицах или в торговых центрах, то есть возможность существенной экономии на аренде.

Однако для многих ритейлеров переход на дарксторы был в большей степени ответной реакцией на сложившуюся ситуацию. Австралийские компании, такие как Kmart, Platypus и The Athlete's Foot, закрыли многие свои магазины для покупателей во время пандемии, но сохранили персонал в качестве сборщиков заказов.

Структурный сдвиг

COVID-19 вызвал значительные изменения в интернет-торговле и связанной с ней логистике.

Об этом много писали в разгар пандемии, когда Coles и Woolworths в Австралии были настолько перегружены заказами, что им пришлось временно закрыть свои службы доставки на дом. Теперь компании снова доставляют заказы благодаря расширенной сети партнеров по доставке «последней мили».

По мнению Блейда, ритейлеры, скорее всего, трансформируют и оптимизируют уже имеющиеся площади пока будут искать новые, стратегически выгодные локации. «Помимо этого, мы увидим значительную реконфигурацию складов крупных продуктовых сетей по мере того, как все больше пространства будет отводиться под обслуживание онлайн-заказов», - отмечает он.

Компания Coles подписала договоры об аренде двух новых дистрибьюторских центров площадью 60 тыс. кв. м для обеспечения деятельности своей онлайн-платформы доставки товаров на дом. Это произошло после того, как в 2019 году сеть заключила сделку с Ocado Group по использованию в Австралии британской онлайн-платформы для продажи продовольственных товаров, технологий автоматической комплектации заказов и соответствующих решений по доставке на дом. Многие крупные продуктовые ритейлеры осуществили аналогичные действия.

Можно ожидать, что непродовольственные ритейлеры тоже внесут коррективы в свои бизнес-модели, инвестируя в собственные онлайн-платформы и проводя переоценку целесообразности эксплуатации физических магазинов.

Ключевой стратегией сегодня является внимательный анализ тенденций и темпов развития, говорит Блейд. Мир меняется во вполне определенную сторону – к полной автоматизации, но скорость, с которой компании будут двигаться в этом направлении, зависит в первую очередь от роста населения.