Статья

Коронавирус ускоряет долгосрочные перемены в цепочках поставок

На фоне ограничений, направленных на замедление распространения COVID-19, актуальным вопросом стала логистика: дефицит хирургических масок и пустые полки в продуктовых магазинах наглядно продемонстрировали слабые места в системе поставок, распределения и хранения

04 июня 2021

Рич Томпсон, руководитель практики глобального консалтинга по вопросам цепочекпоставок JLL, считает, что, хотя управление этими рисками всегда было важным вопросом, пандемия должна ускорить процесс принятия решений о создании более устойчивой системы.

«Можно с уверенностью сказать, что члены советов директоров зададут менеджменту вопросы о том, как они собираются действовать для минимизации сбоев в поставках, если вспыхнет новая глобальная пандемия или  произойдёт любая другая катастрофа», – отмечает Томпсон.

Недавняя пандемия не является ни первым, ни последним серьезным ударом по глобальным производственно-сбытовым цепочкам. Разрушительное цунами в Японии в 2011 году на несколько месяцев практически приостановило работу автомобильной промышленности, а наводнение в Таиланде затронуло цепочки поставок многих производителей компьютеров, зависящих от жестких дисков.

Исследование, проведенное в прошлом году международной юридической фирмой Baker McKenzie, показало, что 50% транснациональных корпораций ожидают «серьёзных изменений» в своих цепочках поставок, при этом более 10% из них настроены на их «полный пересмотр».

Томпсон отмечает, что по мере того, как компании концентрируют силы на адаптации своих стратегий с учетом кризисов в будущем, на передний план выйдет диверсификация.

Диверсификация источников

По мнению Томпсона, глобальные компании должны диверсифицировать производство и источники поставок, а также создать региональную сеть для удовлетворения спроса, но ни в коем случае не ограничиваться одной страной или одной компанией.

Прежде всего это означает уменьшение зависимости от Китая, на который сегодня приходится около 30% мирового производства, в пользу других рынков, таких как Вьетнам, Индия и Мексика. Эта тенденция уже начала реализовываться: компании стараются избегать новых пошлин, вызванных торговой войной, а китайское правительство планирует перенаправить финансовую поддержку на производство высокотехнологичных товаров с более высокой добавленной стоимостью.

Пандемия коронавируса также может привести к возвращению определённой доли производства на родину.

«Нынешняя пандемия преподала всем нам серьёзный урок, так что теперь государства сосредоточатся на развитии "внутренней независимости цепочки поставок", чтобы больше не попадать в ситуацию, когда целая страна зависит от импорта жизненно важных медицинских товаров», – считает Томпсон.

Подписаться

Ищите больше информации? Не пропустите новости

Последние новости, отчеты и информация из мира коммерческой недвижимости в вашем почтовом ящике.

В Соединенных Штатах кризис выявил серьезные проблемы, связанные с обеспечением поставок необходимых лекарственных средств и медицинского оборудования, например, защитных масок. По данным Министерства здравоохранения и социальных служб США, 95% хирургических масок и 70% плотно прилегающих респираторов класса N95 изготавливаются за рубежом.

«В результате этой пандемии мы, скорее всего, станем свидетелями возвращения важнейших отраслей промышленности и производства таких продуктов, как медицинское оборудование и фармацевтические препараты, в страны компаний-производителей, что, в свою очередь, приведет к смене складского и логистического ландшафта в стране», – говорит Томпсон.

Транснациональные компании, скорее всего, будут стремиться к регионализации своей деятельности, чтобы снизить риски, связанные с одной центральной точкой производства.

Ряд отраслей уже применяют эту стратегию. Французский дом моды Louis Vuitton, например, недавно открыл производство в Техасе. Что касается автомобильной промышленности, Mercedes, который раньше производили исключительно в Германии, теперь изготавливается в нескольких странах, повторяя опыт Toyota и VW.

Диверсификация распределения

Поскольку на долю автомобильных грузоперевозок приходится 80% мирового товарооборота, дальнейшая диверсификация затронет и распределение: большую значимость приобретут железнодорожные и/или интермодальные перевозки, что позволит снизить зависимость от грузового автотранспорта.

Расходы на грузоперевозки в настоящее время в три раза превышают среднерыночные показатели, поскольку из-за пандемии транспортные мощности испытывают высокую нагрузку. Томпсон подчёркивает, что это ещё один урок, который некоторым дорого обойдётся.

«Мы увидим, как всё больше компаний будут инвестировать в объекты, способные обеспечить мультимодальные перевозки, с распределительными центрами, расположенными в непосредственной близости от транспортных узлов или интермодальных железнодорожных терминалов. Всё это сократитриск снижения грузопотока и поможет избежать непропорционально высоких тарифов на грузовые перевозки», – говорит он.

Однако эти альтернативные варианты также потребуют диверсификации, чтобы избежать перебоев в будущем.

«В будущем компаниям необходимо будет диверсифицировать свою стратегию в отношении портов. Если в настоящее время они получают импорт только в одном порту, то в будущем таких портов будет у них по нескольку, – говорит Томпсон, приводя в качестве примера Walmart. – Раньше всё, что ввозилось из Китая и предназначалось для США, Walmart импортировал через порт Лос-Анджелес/Лонг-Бич. Теперь они используют четыре разных порта несмотря на то, что это получается дороже. По большому счёту это можно расценивать как политику страхования».

Переоценка логистических сетей

Диверсификация источников и средств распределения поставок так или иначе затронет всю транспортную и складскую сеть компаний: от перемещения товаров до способов и мест хранения.

«Представим, что американская компания перевела свою деятельность из Китая в Индию. В этом случает она отказывается от услуг портов Западного побережья и начинает работать с портами Восточного побережья, получая поставки через Суэцкий канал, и это коренным образом повлияет на географию распределительных центров и инфраструктуру», – объясняет Томпсон.

Коронавирус также поставил вопрос о запасах, так как сотни тысяч потребителей и компаний по всему миру столкнулись с дефицитом, вызванныммассовыми закупками и непредсказуемым ростом спроса.

Беспрецедентный спрос перегрузил цепочки поставок, заставив компании повторно оценить количество запасов и их распределение среди своих клиентов.

«Если текущий кризис чему-то нас и научил, так это созданию дополнительных запасов товаров первой необходимости, – подчёркивает Томпсон. – В условиях низких процентных ставок компаниям следует создавать региональные резервные запасы необходимых компонентов, сырья и/или готовой продукции в альтернативных центрах распределения, чтобы удовлетворять спрос клиентов даже в случае чрезвычайной ситуации».

По мере создания этих запасов спрос на производственные мощности, центры фулфилмента и склады «последней мили» будет увеличиваться, что, скорее всего, изменит  ситуацию в отрасли на десятилетия вперед.

Contact Roddy Allan

Chief Research Officer, JLL Asia Pacific

Каковы ваши амбиции в инвестициях?

Откройте для себя возможности и новые источники капитала по всему миру и узнайте, как мы можем помочь вам в достижении ваших инвестиционных целей.