Статья

(Не) разделяй и властвуй: что дает sharing economy рынку недвижимости

сентября 25, 2018

Модель совместного использования (sharing economy) в последние годы набирает обороты и в России. Общество потребления меняется в сторону общества впечатлений. Можно не покупать квартиру, машину, дрель, а обратиться к сервисам, предоставляющим это все в аренду (Airbnb, BelcaCar, Rentmania и т.д.). Можно не нанимать работников на постоянной основе, а зайти в YouDo или Remontnik и подобрать необходимого специалиста. Все эти новые веяния обусловлены сменой поколений и изменением потребительской модели – от владения к использованию, от необходимости получения навыка к привлечению специалиста.

Обычные люди задумываются, как можно сохранить деньги и время. Молодежь отказывается от владения квартирами и автомобилями, предпочитая аренду. Это ведет к необходимости хранить свое имущество и развитию selfstorage складов, где можно арендовать небольшую ячейку для этих целей.

Все эти изменения происходят на фоне появляющихся альтернативных возможностей: вместо покупки чего-нибудь дорогостоящего можно съездить в отпуск или получить образование, не тратить время на осваивание навыка, а получить квалифицированную услугу, а сэкономленное время провести с семьей или друзьями. Впечатления и опыт ставятся во главу потребительской модели.

Коммерческая недвижимость в отличие от многих других сфер всегда была в этом тренде: редкая компания покупала себе офис, как правило, предпочитая аренду площадей. Тем не менее аренда на долгий срок лишала компании необходимой гибкости. Стремительные изменения рынка и экономической ситуации заставляют бизнес задумываться об эффективности использования арендуемых площадей, что в результате способствует развитию гибких рабочих пространств. Примером таких пространств являются коворкинги, количество которых в Москве существенно увеличилось за последние пару лет. Помимо рабочей станции, такие офисы предлагают различные услуги (печать, курьер, ресепшн), возможность арендовать переговорную комнату или конференц-зал, кофе и снеки. Все это зачастую делает коворкинг привлекательным по сравнению с классическим офисом не только для маленьких компаний, но и крупных корпораций.

Кроме офисов, активное развитие экономика совместного использования уже получила в ритейле. Британская компания We Are Pop Up помогает брендам в несколько кликов арендовать помещения и открывать pop-up магазины одновременно в разных объектах и городах, не затрачивая ресурсы на заключение договоров аренды.

Но совместно пользоваться можно не только недвижимостью, но и атмосферой и окружением. Это происходит в коливингах, где творческие люди живут и общаются, чтобы развиваться и создавать креативные проекты, а способствует этому опыт и талант окружения. Это своего рода «общежитие», но с рабочей и обеденной зонами, определенным набором услуг и возможностью уединиться, когда это необходимо.

Поколение миллениалов все чаще готово пользоваться новыми возможностями совместного использования, добавляя гибкости в свою повседневную жизнь. Развитие этого направления дает безграничные возможности стартаперам: многое еще не придумано и, возможно, кто-то из нас сможет стать своего рода цукербергом.