Статья

Как и почему сфера развлечений становится новым драйвером рынка недвижимости

Блог JLL о сегменте развлечения и рынке коммерческой недвижимости

20 декабря 2019

От картинговых трасс до батутных парков, развлечения становятся все масштабнее и смелее. Для их размещения сегодня нужны подходящие здания, причем речь не только о большой площади и высоких потолках.

Промышленные и складские комплексы по-прежнему пользуются популярностью, но всё более востребованными становятся объекты торговой недвижимости.
Спрос на складские помещения, особенно со стороны операторов электронной коммерции, привел к повышению арендной платы и спаду предложения. «Хотя арендодатели все еще готовы рассмотреть альтернативные варианты использования своего промышленного пространства, конкуренция за удачно расположенные объекты между секторами логистики и развлечений чрезвычайно высока», – говорит Роб Ховарт директор направления по работе с собственниками развлекательных объектов компании JLL.

По его словам, на юго-востоке Великобритании, в частности, инвесторы получают более высокие доходы с промышленных активов. А места, которые, возможно, пустовали бы или были заняты сферой досуга, заняла инфраструктура доставки последней мили электронной коммерции.
Поднять шум
За последние 5 лет в Великобритании стал популярен активный отдых. С тех пор, как в 2014 году в Милтон-Кейнс открылся батутный центр Bounce, где проводятся семейные занятия и тренировки, популярность прыжков на батуте только увеличивается. По данным Британской ассоциации скалолазания (Association of British Climbing Walls), ежегодный рост популярности скалолазания в Великобритании составляет 15-20%, а в 2017 году количество посещений закрытых скалодромов превысило 1 миллион.
«Будь то картинг, батуты или спорт, сектор развлечений в любом случае нуждается в площадях, – подчеркивает Ховарт. – Идеально для этого подходит помещение на окраине города, неподалеку от главных пригородов».
В Германии, например, батутные парки сети JUMP House, которая в настоящее время насчитывает семь действующих объектов, располагается в основном в промышленных районах города.
По словам Ховарта, часть спроса со стороны операторов досуга теперь может быть удовлетворена не только за счет складов, но и на пустующих объектах розничной торговли в Великобритании. Крупные торговые центры Великобритании, такие, как Kent’s Bluewater, в последние годы расширили свой ассортимент вариантов проведения досуга .
«Процесс уже запущен, на загородных торговых площадках и в торговых центрах количество развлекательных площадей будет только возрастать», – утверждает Ховарт.
Удобно, что торговые центры, в отличие от складских районов, лучше приспособлены для одновременного приема большого количества посетителей.
«В частности, небольшие промышленные объекты изначально не рассчитаны на посещение большого количества автомобилей, – говорит Ховарт. – Также важен элемент безопасности – хотят ли семьи парковаться на улицах, по которым ездят огромные фуры? Поэтому не все промышленные зоны подходят для организации развлечений».
Такие заведения, как британская сеть Oxygen Freejumping, которые изначально базировались на складах, теперь переместились в более доступные места. Oxygen недавно занял место в комплексе The O2 Greenwich, который уже завоевал популярность как место отдыха с хорошей транспортной доступностью и просторной парковкой для большого количества посетителей.
«Безусловно, прослеживается тенденция воплощения более успешных концепций досуга – от периода становления, когда они размещались на складах, до таких переездов, как осуществили Oxygen, – отмечает Ховарт. – Однако, чтобы новое заведение пользовалось успехом, необходимо создать устойчивую клиентскую базу и узнаваемый бренд».
Вкусы меняются, функции меняются вместе с ними
Однако популярность – вещь изменчивая. «Концепции досуга меняются быстро, и то, что сейчас в моде, может исчезнуть через пару лет», – отмечает Ховарт. – Тем не менее, большие площади относительно легко приспособить и небольшими усилиями переключиться, например, с пейнтбола на картинг, при этом расходы несет арендатор».
Для арендодателей же встает вопрос об использовании классификации портфеля их услуг.
«Возможно, для инвестиционного фонда в сфере складских помещений, созданного с целью инвестирования, скажем, в долгосрочные доходные промышленные объекты, иметь в портфеле не совсем профильный досуговый актив и не является идеальным вариантом, – объясняет Ховарт. – Не все инвесторы готовы смириться со сменой функции недвижимости».
Но, подчеркивает Ховарт, вне зависимости от сферы деятельности арендодателя, сектор досуга пребывает в добром здравии.
«Постоянно возникают новые идеи, и для их воплощения нужны площади, – говорит Ховарт. – Если у владельца недвижимости есть свободная площадь, то досуговые мероприятия – это хороший выбор».

Интересна тема? Обсудите с нашей командой!