Статья

Почему ритейлеры неохотно идут в некоторые региональные города?

Недавно мы опубликовали отчет Retail Destination Russia 2019, в котором проанализировали представленность 250 брендов в 37 крупнейших городах России. Любопытно, что отдельные города сильно отстают по представленности розничных операторов. Мы попытались разобраться, почему же в некоторые регионы ритейлеры идут неохотно

мая 20, 2019

В России концентрация ритейла и представленность брендов всегда была выше в крупных городах: там и население богаче, и торговые центры есть. Многие ритейлеры в принципе не рассматривают города с населением меньше миллиона.

Среди городов-полумиллионников есть целая группа, где уровень разнообразия различных марок значительно отстает от среднего показателя в крупнейших городах. Примерами могут служить Ульяновск, Томск, Ижевск, Липецк, Набережные Челны, Астрахань, Кемерово, Киров, которые привлекли 18-25% ритейлеров нашей выборки, в то время как в среднем по 37 городам этот показатель составляет 40%. Почему же ритейлеры обошли их стороной?

Первое, на что стоит обратить внимание – во всех этих городах не хватает качественных торговых площадей: показатель насыщенности в них в среднем составляет 230 кв. м на 1 000 жителей. Но эта ситуация в целом характерна для многих региональных рынков. В некоторых даже наличие торговых центров не гарантирует успешность бизнеса, многие центры морально устарели или изначально были неправильно спроектированы. При этом наиболее низкий среди перечисленных городов уровень обеспеченности в Кирове – около 140 кв. м на 1 000 населения, а наиболее высокий в Астрахани – 340 кв. м.

С другой стороны, появление новых торговых объектов приводит и к появлению новых профессиональных ритейлеров в городе. Например, ТЦ Sunrise City, открытый в Набережных Челнах на территории одноименного жилого комплекса, впервые привлек в город бренды группы Inditex. Но, несмотря на появление этого ТЦ в 2016 году, многие жители Челнов по-прежнему предпочитают ездить на шопинг в Казань. Дело в том, что один новый, современный торговый центр порой не в состоянии решить проблему представленности брендов в масштабах города, особенно с учетом того, что средний размер торгового центра в Набережных Челнах составляет 15 тыс. кв. м. Во многих других городах нашей выборки этот показатель находится на сопоставимом уровне: в Томске – около 14 тыс. кв. м, в Ульяновске –12 тыс. кв. м, в Ижевске – 19 тыс. кв. м, в Астрахани, в Кемерове – 17 тыс. кв. м.

Удивительно, что в некоторых городах с более низкими заработными платами в рамках данной группы, оборот розничных продаж на человека выше, чем в городах с более высокой заработной платой. Например, в Томске и Кемерове заработная плата выше, чем в Липецке, но при этом товарооборот на душу в первых двух меньше, чем в третьем. Это объясняется возможностью быстро добраться из них до Новосибирска, проехав порядка 200 км, и купить то, чего нет в родном городе.

В некоторых городах высокая доля теневой экономики не позволяет реально оценить его потенциал, и получается, что официальные данные не дают фактическую картину уровня доходов населения.

Потенциал в региональных городах действительно разный, и определить его, основываясь лишь на статистических данных, довольно сложно. Но однозначно можно сказать, что в городах с низкой представленностью ритейлеров и при наличии качественных торговых площадей потенциал для развития вполне может быть; главное здесь для ритейлера – «попасть» в свою целевую группу.