Статья

Когда туристов становится слишком много?

Выигрывая от развития туристической отрасли, индустрия гостеприимства пытается успевать за ежегодно растущим спросом, однако не стоит забывать и о проблемах, связанных с чрезмерным наплывом туристов.

10 июля 2019

Выигрывая от развития туристической отрасли, индустрия гостеприимства пытается успевать за ежегодно растущим спросом, однако не стоит забывать и о проблемах, связанных с чрезмерным наплывом туристов

Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) сообщает, что в 2018 году объем денежных средств, потраченных в индустрии, вырос на 3,9%, тогда как общий экономический рост составил 3,2%. Доход туристического сектора достиг в прошлом году 8,8 трлн долларов, что составляет 10,4% от общемировой экономической активности.

Туристическому буму способствовали такие факторы, как развитие бюджетных авиалиний, новых технологий, а также рост среднего класса и его доходов, например, в Китае и Индии», – говорит Питинат Пупатвибул, старший вице-президент департамента гостиничного бизнеса компании JLL в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

На это оперативно отреагировал гостиничный девелопмент: для того, чтобы справиться с растущим потоком туристов, в Австралии строят почти 300 новых отелей, а в Китае объем заявленных отелей достиг своего исторического максимума.

«Рост количества туристов требует и увеличения номерного фонда, причём не только в городах, – замечает Пупатвибул. – Сегодня туристы, благодаря совместным усилиям государственных промо- кампаний и социальных медиа, путешествуют не только по стандартным маршрутам. Если власти не будут это контролировать, то это может привести к чрезмерному потоку туристов».

Контролировать туристический поток

Феномен чрезмерного туризма, или «овертуризма», привел к тому, что многие города и сельские поселения Юго-Восточной Азии, Японии и Европы были буквально наводнены туристами. Дубровник и Венеция в Европе, Пхукет и Киото в Азии – лишь часть направлений, которые поняли, что, да, туризм приносит прибыль, но также оказывает и негативное социальное влияние.

Хотя орды туристов обеспечивают прибыль отелям, однако в долгосрочной перспективе «овертуризм» может навредить местному бизнесу.

В прошлом году остров Боракай Филиппинского архипелага на шесть месяцев был закрыт для путешественников, поскольку власти заявили о необходимости восстановления ущерба, причиненного туризмом. Упущенная в результате этих мероприятий выгода оценивается в 1 млрд долларов. Отели, не соответствующие стандартам, не получили разрешения на работу. Согласно новому постановлению правительства, теперь лимит по количеству прибывших составляет не более 6,4 тысяч туристов в день.

В прошлом апреле в Исландии был отклонен проект отеля в центре Рейкьявика, после чего аналогичное решение приняли власти Барселоны, где в 2017 году был принят закон, запрещающий строительство гостиниц в центре города.

«Для борьбы с “овертуризмом” нужны новые законы. Я предвижу дальнейшее ужесточение законодательства, а также противостояние гостиничного бизнеса и властей, продвигающих более жесткие экологические нормы», – отмечает Пупатвибул.

Меры по контролю туризма принимаются по всему миру. Власти Бали в числе последних ввели для иностранных туристов экологический сбор в размере 10 долларов. Однако эталонный пример высокоприбыльного и экологичного подхода к туризму можно увидеть в Бутане. Посетители гималайского королевства должны забронировать тур в агентстве, обладающим государственной аккредитацией, а самые базовые удобства, местный гид, трансфер и питание обойдутся в 250 долларов в сутки.

Планы на будущее

Некоторые отели объединяются для борьбы с «овертуризмом». В этом году Ассоциация отелей Пхукета совместными усилиями добилась запрета на использование пластиковых бутылок и трубочек.

Пупатвибул предполагает, что руководство отелей может более ответственно подойти к выбору партнеров и агентов для сотрудничества, организовать контроль дополнительных услуг с тем, чтобы обеспечить безопасность и соответствие стандартам, а также проводить среди гостей просветительскую работу в отношении экологии туризма.

«Поскольку остановить поток туристов невозможно, на передний план выходит его планирование и управление им, – утверждает Пупатвибул. – Все заинтересованные лица: власти, туроператоры и владельцы отелей – должны работать сообща на благо экологичного туризма».