Skip Ribbon Commands
Skip to main content

Новости

Москва

В топовых торговых центрах Москвы доля вакантных площадей снизилась до 1%

При этом средний показатель по рынку остался на уровне 7,5%


​​​​​Москва, 12 октября 2015 года – По оценкам аналитиков компании JLL, в 3-м квартале 2015 года доля свободных площадей на рынке качественных торговых центров Москвы сохранилась на уровне предыдущего квартала и составила 7,5%. До конца года эксперты JLL ожидают роста показателя до 8% под давлением открытия новых торговых центров и продолжающейся ротации арендаторов.

«Прогнозируемый уровень вакантных площадей значительно уступает рекордному показателю в 11%, зафиксированному на рынке торговых центров Москвы в 2010 году. Мы не ожидаем значительного увеличения свободных помещений на рынке и превышения этого рекорда в ближайшей перспективе в связи с постепенным заполнением арендаторами введенных за последнее время объектов и снижением объемов нового ввода, - комментирует Татьяна Ключинская, Директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL. – Также очень важен тот факт, что с ростом конкуренции среди торговых центров диалог между собственником и арендатором изменился. Сейчас девелоперы стали более гибкими в переговорах в стремлении достигнуть минимального уровня свободных площадей в своих объектах, чтобы сохранить и увеличить привлекательность ТРЦ для потребителя».

В то же время в ключевых торговых центрах* наблюдается позитивная динамика: доля свободных площадей снизилась с начала года на 50 б.п. – до 1%, вернувшись к уровню прошлого года. Важно отметить, что до ухудшения экономической ситуации в стране, следствием которой стало падение потребительского спроса, в ключевых торговых центрах ротация была минимальна, а объем свободных помещений в них был близок к нулю.

«На сегодняшний день и в топовых ТЦ наблюдаются как активная ротация, так и экспонирующиеся площади, что дает возможность развивающимся сегодня ритейлерам занять привлекательные площадки. При этом собственникам даже наиболее востребованных объектов приходится договариваться с арендаторами на новых условиях», - отмечает Мария Шпакова, аналитик рынка торговых площадей компании JLL.

По данным компании JLL, за три квартала 2015 года в Москве было введено около 387 тыс. кв. м торговых площадей**, что превышает результат аналогичного периода прошлого года на 36%. Общий объем предложения торговой недвижимости в городе достиг 4,57 млн кв. м. При этом за 3-й квартал в Москве был введен только один торговый центр – «РИО» на Киевском шоссе, и квартальный объем ввода составил 45,3 тыс. кв. м, продемонстрировав незначительный рост в 5% относительного аналогичного периода 2014 года. Несмотря на достаточно большой объем ввода за первые девять месяцев, в целом за год эксперты JLL ожидают снижения объема ввода по сравнению с 2014 годом на 25% - до 450,5 тыс. кв. м.

Баланс рынка торговой недвижимости МосквыБаланс рынка торговой недвижимости Москвы_12102015.png

Источник: JLL

Несмотря на экономическую нестабильность в России и снижение маржи ритейлеров на фоне девальвации рубля, мы видим, что новые иностранные бренды появляются на рынке. Некоторые из них открывают свои первые магазины и в новых торговых центрах. Например, в торговом центре «Центральный Детский Магазин на Лубянке» в 2015 году свои дебютные магазины открыли сразу несколько брендов, среди них – новый формат шведского бренда H&M Kids и магазин британского производителя детских колясок Silver Cross. В ТЦ «Авиапарк» открыл свой первый магазин японский бренд часов Orient, а в ТЦ Columbus – итальянский оператор детской одежды Original Marines.

«В то же время эти открытия нельзя однозначно расценивать как предпосылки к значительному росту спроса на торговые площади. Общий тренд активности иностранных ритейлеров на российском рынке снизился, некоторые бренды покидают рынок, а новые операторы редко открывают магазины напрямую. Около 70% брендов, вышедших за последний год, после 3-го квартала 2014 года, открыли в России только по одной точке, и их интерес, в основном, проявлялся к помещениям небольших форматов. При этом важно отметить, что остальные 30% дебютантов за прошедший период открыли в среднем прирост по три магазина, в том числе в различных городах России, - говорит Елена Задорожная, руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL. – Это подтверждает возможность некоторых ритейлеров и их желание развиваться на российском рынке и в текущий период, пусть даже в ограниченном масштабе, при наличии предложения с максимально выгодными условиями и минимальными рисками».

​Активность иностранных ритейлеров на российском рынкеАктивность иностранных ритейлеров на российском рынке_12102015.png

Источник: JLL


* Данные основаны на анализе семи ключевых ТЦ Москвы с высоким уровнем посещаемости и конверсии.

** Здесь и далее приводятся данные по GLA.​


Информация о JLL

JLL (NYSE: JLL) – компания, предоставляющая финансовые и комплексные профессиональные услуги в области недвижимости. По всему миру эксперты компании предлагают интегрированные услуги собственникам, арендаторам и инвесторам, стремящимся получить максимальную прибыль от своих активов на рынке недвижимости. JLL входит в список крупнейших компаний мира Fortune 500; годовой оборот компании составляет 5,4 миллиардов долларов США, за вычетом прямых расходов – 4,7 миллиарда долларов США. JLL имеет более 230 корпоративных офисов в 80 странах по всему миру, штат компании составляет около 58 тысяч сотрудников. JLL является лидером рынка услуг в области управления корпоративной недвижимостью: портфель компании составляет 3,4 миллиарда кв. футов, или 316 миллионов кв. метров по всему миру. В 2014 году специалисты JLL закрыли сделки по покупке-продаже и привлечению финансирования общим объемом 118 миллиардов долларов США. LaSalle Investment Management, подразделение по управлению инвестициями, является одним из крупнейших и наиболее диверсифицированных в мире, управляя активами стоимостью 56 миллиардов долларов США. JLL является брендом и зарегистрированным торговым знаком Jones Lang LaSalle Incorporated.

В России и странах СНГ JLL представлена офисами в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. В 2004, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 годах компания удостаивалась премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Москва, премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Санкт-Петербург в 2009 году, премии «Консультант года» на RCSC Awards в 2015 году и премии «Лучшая консалтинговая компания на рынке недвижимости» на Ukrainian Property Awards в 2013 году.