Skip Ribbon Commands
Skip to main content

Новости

​Москва

Москва опередила Париж по объему качественных торговых площадей

​При этом доля свободных площадей в ТЦ выросла с 6,5% до 7,5%


​Москва, 02 июля 2015 года – По данным компании JLL, в 1-м полугодии 2015 года в Москве было введено около 342 тыс. кв. м торговых площадей*, что превысило полугодовой рекорд прошлого года на 41%.

Значительный прирост новых площадей позволил Москве выйти на 1-е место по предложению торговых центров среди городов Европы, обогнав прежнего лидера – Париж. По итогам полугодия общий объем предложения ТЦ в Москве достиг отметки в 4,53 млн кв. м, в то время как в Париже он составляет менее 4,5 млн кв. м. На 3-м месте в европейском рейтинге находится Стамбул (3,8 млн кв. м), 4-е место занимает Мадрид (2,5 млн кв. м), замыкает пятерку  Санкт-Петербург (2,1 млн кв. м), свидетельствуют данные JLL.

Объем предложения торговых центров в европейских городахОбъем предложения торговых центров в европейских городах_new_02072015.png

Источник: JLL

Среди крупнейших торговых центров, открывшихся в 1-м полугодии 2015 года в Москве, можно назвать Columbus (136 тыс. кв. м), «Кунцево Плаза» (66 тыс. кв. м), MARi (70 тыс. кв. м) и «Центральный Детский Магазин на Лубянке» (34 тыс. кв. м).

В то же время во 2-м квартале рынок продемонстрировал отрицательную динамику к 2014 году: в апреле-июне в столице было введено 93 тыс. кв. м торговых площадей, что на 49% ниже квартального результата прошлого года. Тенденция к снижению объемов нового ввода сохранится до конца года: по прогнозам JLL, во 2-м полугодии будет введено в четыре раза меньше площадей, чем в первой половине года, - порядка 78 тыс. кв. м. В результате итоговый показатель 2015 года окажется на 30% ниже результата прошлого года и составит около 420 тыс. кв. м.

«Большинство торговых центров, строительство и сдача в аренду которых начались до кризисной ситуации на рынке, уже открылись в начале года, - объясняет Татьяна Ключинская, Директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL. - В то же время сегодня мы наблюдаем постепенный выход новых проектов и возобновление девелоперской активности – рынок учится работать в изменившихся реалиях. Нужно отметить, что проекты, начинающиеся сейчас, имеют разную площадь, но, в основном, небольшую, что в текущих условиях дает девелоперам уверенность в заполнении этих объектов арендаторами. В ближайшие три года мы ожидаем снижения общего объема ввода новых торговых площадей в Москве – как в связи с приостановкой одних проектов, так и уменьшением формата реализуемых сейчас. Аналогичная ситуация наблюдалась в период 2010-2013 годов, когда ввод ТЦ в Москве сократился в разы, однако впоследствии показатель восстановился».

Динамика ввода торговых площадей в торговых центрах МосквыДинамика ввода торговых площадей в торговых центрах Москвы_02072015.jpg.png

Источник: JLL

Доля свободных площадей на московском рынке во 2-м квартале выросла с 6,5% до 7,5%, в первую очередь в связи с выходом на рынок новых объектов, тогда как в существующих ТЦ показатель значительно не увеличивается. Так, по оценкам аналитиков JLL, в 47% действующих торговых центров в Москве в минувшем квартале не было зафиксировано существенных изменений показателя свободных помещений. В то же время в 24% московских ТЦ доля свободных площадей выросла, а в 29%, напротив, снизилась.

«В настоящий момент мы наблюдаем относительно активную ротацию арендаторов: несмотря на сократившиеся в целом программы экспансии, некоторые ритейлеры изучают возможности, которые предлагает текущий рынок, и открывают магазины в привлекательных торговых центрах на скорректированных условиях, закрывая при этом точки в менее эффективных объектах», - отмечает Елена Задорожная, руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL.

По данным экспертов JLL, в успешных объектах с высокой посещаемостью и конверсией доля свободных площадей снизилась за 2-й квартал на 20 б.п. – с 1,5% до 1,3%. «Спрос на давно работающие успешные торговые центры стабилен, что позволяет им удерживать высокие ставки, - добавляет Мария Шпакова, аналитик рынка торговых площадей компании JLL. – По нашим оценкам, доля вакантных площадей в таких ТЦ может увеличиться к концу 2015 года, но не превысит 2%, в то время как средний показатель по рынку вырастет до 8%».

Ставки аренды в торговых центрах Москвы во 2-м квартале остались неизменными: максимальная ставка составляет 2-3,8 тыс. долл. за кв. м в год, средняя ставка аренды находится в диапазоне 0,4-1,45 тыс. долл. за кв. м в год. При этом собственники продолжают индивидуально рассматривать альтернативные варианты коммерческих условий, что в большинстве случаев зависит от привлекательности оператора для торгового центра и его финансовых результатов.

Баланс рынка торговой недвижимости МосквыБаланс рынка торговой недвижимости Москвы_02072015.jpg.png 

Источник: JLL

* Здесь и далее используются арендуемые площади (GLA)

Информация о JLL

JLL (NYSE: JLL) – компания, предоставляющая финансовые и комплексные профессиональные услуги в области недвижимости. По всему миру эксперты компании предлагают интегрированные услуги собственникам, арендаторам и инвесторам, стремящимся получить максимальную прибыль от своих активов на рынке недвижимости. JLL входит в список крупнейших компаний мира Fortune 500; годовой оборот компании составляет 5,4 миллиардов долларов США, за вычетом прямых расходов – 4,7 миллиарда долларов США. JLL имеет более 230 корпоративных офисов в 80 странах по всему миру, штат компании составляет около 58 тысяч сотрудников. JLL является лидером рынка услуг в области управления корпоративной недвижимостью: портфель компании составляет 3,4 миллиарда кв. футов, или 316 миллионов кв. метров по всему миру. В 2014 году специалисты JLL закрыли сделки по покупке-продаже и привлечению финансирования общим объемом 118 миллиардов долларов США. LaSalle Investment Management, подразделение по управлению инвестициями, является одним из крупнейших и наиболее диверсифицированных в мире, управляя активами стоимостью 55,3 миллиарда долларов США. JLL является брендом и зарегистрированным торговым знаком Jones Lang LaSalle Incorporated.

В России и странах СНГ JLL представлена офисами в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. В 2004, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 годах компания удостаивалась премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Москва, премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Санкт-Петербург в 2009 году, премии «Консультант года» на RCSC Awards в 2015 году и премии «Лучшая консалтинговая компания на рынке недвижимости» на Ukrainian Property Awards в 2013 году.

Более подробную информацию о компании можно найти на сайте www.jll.ru​