Skip Ribbon Commands
Skip to main content

Новости

MIPIM

14,1 млн кв. м новых торговых центров может появиться в Европе в течение двух лет

Россия – лидер по объему нового строительства, Украина занимает 4-е место


MIPIM, 11 марта 2014 года – Согласно данным компании JLL, в период 2014–2015 годов в Европе заявлено к вводу 14,1 млн кв. м торговых центров – объем площадей, равный девяноста торговым комплексам Westfield в Лондоне, или сегодняшней величине рынка ТРЦ в Германии. Первое место по объему нового строительства занимает Россия, где запланирован ввод в эксплуатацию 3,8 млн кв. м торговых площадей. В случае реализации заявленных планов Россия станет абсолютным лидером по объему рынка ТЦ в Европе, обогнав Великобританию и Францию, отмечают эксперты JLL.

В 2013 году в Европе было сдано 5,6 млн кв. м торговых площадей, что на 11,2% больше показателя предыдущего года. Ожидается, что в 2014 году объем нового предложения достигнет 7,2 млн кв. м, что станет самым высоким показателем с 2008 года и на 32% превысит среднегодовой показатель за период 2009–2013 годов, когда ежегодно в среднем вводилось 5,5 млн кв. м. В 2015 году, согласно прогнозам JLL, будет введено еще 6,9 млн кв. м торговых площадей, что на 26% выше среднегодового результата за предыдущие пять лет.

Основная часть нового объема торговых площадей приходится на рынки России и Турции. В 2013 году почти 50% ТЦ, построенных в Европе, было сосредоточено в этих двух странах. Вместе с тем, увеличение активности девелоперов по всему европейскому региону приведет к снижению доли Турции и России в общем объеме ввода до 34% к 2015 году (см. график в конце).

В 2013 году в России было сдано в эксплуатацию более 1,6 млн кв. м новых торговых площадей, что на 11% превышает результат предыдущего года. На 2014 год намечен ввод крупнейшего торгового объекта в стране – ТРЦ «Авиа Парк» в Москве (арендуемая площадь – 225 тыс. кв. м). По предварительным подсчетам экспертов JLL, в 2014 и 2015 годах общий объем ввода торговой недвижимости в России составит 2 млн кв. м и 1,8 млн кв. м соответственно.

Татьяна Ключинская, Директор по России и СНГ, Начальник департамента торговых площадей компании JLL, заявила: «Ближайшие два года должны стать рекордными по активности девелоперов торговой недвижимости в России – анонсированные объемы строительства превосходят даже докризисные показатели. Сегодня объем рынка качественных ТЦ в стране составляет почти 16 млн кв. м, это третий результат по Европе после Великобритании (18,1 млн кв. м) и Франции (16,3 млн кв. м). В случае реализации всех озвученных планов Россия выйдет на первое место по объему действующих торговых центров – объем рынка достигнет 19,8 млн кв. м. Заявленные цифры могут быть скорректированы с учетом экономической ситуации и реальных темпов строительства объектов».

Украина входит в топ-5 по объему нового строительства ТРЦ в Европе – на 2014-2015 годы в стране заявлен ввод 1,4 млн кв. м. При условии, что все анонсированные проекты будут реализованы, рынок качественных торговых площадей Украины вырастет в 1,6 раз и страна достигнет 11-го места в европейском рейтинге по общему объему ТЦ с показателем 3,7 млн кв. м.

Страны Европы с наибольшим объемом ТЦ, заявленных на 2014-2015 годы, кв. м GLA

Graph18.png

Источник: JLL

 

Лидеры Европы по общему объему торговых площадей по итогам 2015 года, кв. м GLA (прогноз)

Graph19.png

Источник: JLL

Вторым по активности европейским рынком в 2013 году стала Турция: в этой стране появилось 1,2 млн кв. м торговых площадей. По предварительным прогнозам, в 2014 и 2015 годах общий объем ввода торговой недвижимости в Турции составит 1,9 млн кв. м и 535 тыс. кв. м соответственно. Самым заметным открытием в 2013 году стал Zorlu Center — торговый объект класса «люкс» в Стамбуле (арендуемая площадь – 66 тыс. кв. м). Крупнейший строящийся торговый центр в Турции, Boulevardi Mall (150 тыс. кв. м) в Стамбуле, как ожидается, откроется уже в этом году.

Среди стран Западной Европы наибольший прирост торговых площадей в ближайшие два года ожидается в Германии. В 2014 году в этой стране будет введено в эксплуатацию около 613 тыс. кв. м, в 2015-м — 919 тыс. кв. м (для сравнения: в 2013 году этот показатель составлял лишь 295 тыс. кв. м). Подобная динамика свидетельствует о росте уверенности девелоперов и инвесторов в отношении этого ключевого для Европы рынка.

Джеймс Браун, Руководитель отдела аналитики рынков торговой недвижимости по региону EMEA компании JLL, отметил: «Рынки России и Турции стремятся наверстать свое историческое отставание. Как и в предыдущие периоды восстановления экономики, благоприятные рыночные условия не обязательно породят волну девелоперской активности в Западной Европе. Структурные изменения продолжаются, ритейлеры ищут новые концепции, девелоперы занимают выжидательную позицию, а банки не торопятся выдавать кредиты под новые проекты».

Роберт Бонуэлл, Глава направления торговой недвижимости по региону EMEA компании JLL, добавил: «На большинстве развитых рынков устаревающие объекты теряют привлекательность, а капитальные расходы не спешат себя оправдывать, поэтому здесь основным направлением девелопмента торговых центров является их редевелопмент. Различие темпов экономического роста в разных регионах, тенденции урбанизации, быстрая смена технологических парадигм – все эти факторы обусловили изменение облика рынка ритейла. В этих условиях редевелопмент крупных объектов станет ключевым компонентом стратегии управления объектами недвижимости».

Динамика ввода торговых площадей в Европе

Graph20.png

Источник: JLL, Oxford Economics

Примечание:
Данное исследование учитывает действующие и запланированные торговые центры в Европе арендуемой площадью свыше 5 тыс. кв. м. Оно не включает торгово-складские объекты и аутлет-центры при производствах.
Все указанные площади – арендуемая площадь объектов (GLA).

 

О компании JLL
JLL (NYSE: JLL) – компания, предоставляющая финансовые и комплексные профессиональные услуги в области недвижимости. По всему миру эксперты компании предлагают интегрированные услуги собственникам, арендаторам и инвесторам, стремящимся получить максимальную прибыль от своих активов на рынке недвижимости. Годовой оборот компании составляет 4 миллиарда долларов США. JLL работает в 75 странах по всему миру. JLL является лидером рынка услуг в области управления корпоративной недвижимостью: портфель компании составляет около 279 миллионов кв. м по всему миру. В 2013 году специалисты JLL закрыли сделки по покупке-продаже и привлечению финансирования общим объемом 99 млрд долларов. LaSalle Investment Management, подразделение по управлению инвестициями, является одним из крупнейших и наиболее диверсифицированных в мире, управляя активами стоимостью 47,6 миллиардов долларов.
В России и странах СНГ JLL представлена офисами в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. В 2004, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 и 2013 годах компания удостаивалась премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Москва, премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Санкт-Петербург в 2009 году и премии «Лучшая консалтинговая компания на рынке недвижимости» на Ukrainian Property Awards в 2013 году.
Более подробную информацию о компании можно найти на сайте www.jll.ru