Skip Ribbon Commands
Skip to main content

Новости

Москва

1-е полугодие 2018 года на гостиничном рынке: все сегменты в двух столицах нарастили цены, при этом Петербург отпугнул часть туристов


Москва, 02 августа 2018 года – Компания JLL представляет анализ результатов 1-го полугодия 2018 года на гостиничных рынках Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга*.

«В этом году на фоне чемпионата мира и ожидаемого устойчивого спроса в июне-июле отельеры двух российских столиц получили возможность значительно нарастить цены. При этом последствия для этих гостиничных рынков были разными: если Москва, явившаяся основным транзитным хабом для болельщиков, с ее большим количеством брендированных отелей, значительно выросла в загрузке, то Санкт-Петербург – место проведения отдельных матчей и уже достаточно дорогой для туристов город – оказался недостаточно загружен по сравнению с предыдущими годами», - говорит Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL в России и СНГ.

По итогам 1-го полугодия Москва может похвастаться 72%-й загрузкой качественного номерного фонда (а это более 30 тыс. номеров), что на 2,7 п.п. выше, чем в прошлом году. Средний тариф (ADR) в столице увеличился на 48% и достиг 11,2 тыс. руб. В Санкт-Петербурге отели продали на 2 п.п. меньше номеров по сравнению с прошлым годом (загрузка составила менее 55%), нарастив тариф на 16% (до 8,8 тыс. руб.).

При этом оба рынка за 1-ю половину года увеличили среднюю доходность отелей в расчете на занятый номер: RevPAR в Москве вырос на 52%, до 7,7 тыс. руб., в Санкт-Петербурге значительно более скромно – на 10%, до 4,7 тыс. руб.

Самыми загруженными в Москве январе-июне этого года были отели высокого, эконом и верхнего предела среднего сегментов (78, 77 и 76% соответственно), причем высокий ценовой сегмент также показал самый активный рост в загрузке – на 6,4 п.п. выше предыдущего года. Лидером по увеличению тарифа был люксовый сегмент, нарастивший показатель на 73%, до более чем 30 тыс. руб.

В Санкт-Петербурге максимальной загрузки достигли также гостиницы высокой ценовой категории: они продали за 1-е полугодие 69% номеров, что на 1 п.п. больше прошлого года. «Как ни странно, наибольшее падение в загрузке (на 3 п.п.) и самый низкий абсолютный показатель (50%) были зафиксированы в самом недорогом из наблюдаемых сегментов – среднем. При этом те же отели смогли максимально нарастить цены – на 22%, до 4,6 тыс. руб. Похоже, групповые и чувствительные к цене туристы, являющиеся целевой аудиторией этих отелей, на фоне подъема цен во время чемпионата мира и предшествовавших ему месяцев предпочли еще более бюджетные варианты размещения: хостелы, частные квартиры, мини-отели», - комментирует Татьяна Веллер.

Самые дорогие, люксовые гостиницы в Северной столице всего на 3 тыс. руб. отстали от своих московских коллег: номер в период с января по июнь в них стоил 27 тыс. руб., при этом рост был более скромный в сравнении с Москвой – на 15%.
Операционные показатели гостиниц Москвы в 1-м полугодии
Операционные показатели гостиниц Москвы в 1-м полугодии_020818.png
Источник: STR, JLL


Операционные показатели гостиниц Санкт-Петербурга в 1-м полугодии
Операционные показатели гостиниц Санкт-Петербурга в 1-м полугодии_020818.png
Источник: STR, JLL

Рассмотрим подробнее, что происходило на обоих рынках в июне 2018 года. Среднерыночная загрузка в Москве в этом месяце составила 88%. Для сравнения, годом ранее показатель находился на уровне 82% – эффект Кубка конфедераций, а в 2016-м – 78%. Все сегменты столичного гостиничного рынка отработали июнь со среднемесячной загрузкой выше 83%, причем показатели высокого сегмента и верхнего предела среднего превысили 90%. Цены же увеличились в Москве в сравнении с прошлым годом почти в три раза (на 170%).

«В Петербурге повышенные на период ЧМ тарифы, по всей видимости, отпугнули традиционных для этого города гостей, а ожидаемый наплыв, который должен был сгенерировать мундиаль, не состоялся: всего 71% номеров были заняты, в то время как в июне 2017 года среднерыночная загрузка здесь составляла 78%, 2016-го – 82%. Справедливости ради стоит отметить, что в предыдущие два года на первый летний месяц приходился Петербургский международный экономический форум, который в этом году с целью разделения потоков приезжающих был проведен в мае», - отмечает Татьяна Веллер.

Средняя стоимость стандартного номера в московском люксе в июне превысила 1 тыс. евро за ночь (в рублях – 74,5 тыс.), при этом отели продали 86% имеющихся номеров. Даже отели самой низкой из наблюдаемых нами ценовых категорий российской столицы – эконом – увеличили цены более чем в два раза и продавали номера по 5,8 тыс. руб. в первый месяц чемпионата.

В Санкт-Петербурге же цены в люксе в июне были на порядок ниже майских результатов этого года и почти в два раза ниже московских: 38 тыс. руб. стоила ночь в стандартном номере в самых дорогих отелях города. При этом занято было только 65% номеров.

Операционные показатели гостиниц Москвы в июне
Операционные показатели гостиниц Москвы в июне_020818.png
Источник: STR, JLL

Операционные показатели гостиниц Санкт-Петербурга в июне
Операционные показатели гостиниц Санкт-Петербурга в июне_020818.png
Источник: STR, JLL


Подмосковные отели не увидели значительного позитивного влияния чемпионата. В 1-м полугодии немного выросли как загрузка (на 3 п.п., до 50%), так и ADR (на 6%, или 300 руб., составив 5,4 тыс. руб.) в сравнении с прошлым годом. Однако в июне загрузка упала: 53% против 57% в прошлом году. Вероятно, часть аудитории отказалась от отдыха в Подмосковье в пользу просмотра матчей либо стремилась на лето покинуть перегруженный болельщиками регион.

«Можно предположить, что влияние июля на вторую половину года будет сходно с эффектом июня в первой. В таком случае среднегодовое увеличение загрузки гостиниц в Москве может составить как раз те 3-5 п.п., которые мы предсказывали перед началом чемпионата, - говорит Татьяна Веллер. – Петербургским отельерам остается надеяться, что рынок восстановит свои операционные показатели за счет отложенного на август и начало осени обычного туристического спроса».


*Анализ на основе данных STR. Основу анализа составляют отели под международными и локальными брендами.


О компании JLL

JLL (NYSE: JLL) является лидирующей компанией на рынке профессиональных услуг в сфере недвижимости и управления инвестициями. Мы реализуем новый подход к недвижимости, формируя пространства и неограниченные возможности для достижения самых смелых целей. Следуя этому подходу, мы сегодня создаем лучшее завтра для наших клиентов, сотрудников и общества в целом. JLL входит в список крупнейших компаний мира Fortune 500, объединяет около 300 корпоративных офисов и 83,5 тыс. сотрудников в более чем 80 странах мира (по данным на 31 марта 2018 года). JLL является брендом и зарегистрированным торговым знаком Jones Lang LaSalle Incorporated.

В России и странах СНГ JLL представлена офисами в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. В 2004, 2006-2017 годах компания удостаивалась премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Москва, премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Санкт-Петербург в 2009 и 2016 годах, премии «Консультант года» на RCSC Awards в 2015 году.