Skip Ribbon Commands
Skip to main content

Новости

​Москва

Сокращение ввода торговых центров в Москве в 3,5 раза привело к уменьшению вакантности до 6,2%

​В 2017 году рынок прошел нижнюю точку девелоперского цикла


​Москва, 15 января 2018 года – По данным компании JLL, в 2017 году в Москве было открыто всего три качественных торговых центра: «Vegas Кунцево» (113,4 тыс. кв. м*), «Видное парк» (24 тыс. кв. м), а также торговый комплекс в составе МФК «Фили град» (12 тыс. кв. м). Таким образом, годовой объем ввода, составивший 150 тыс. кв. м, стал рекордно низким за последние пять лет. Стоит отметить, что в 1-м полугодии в столице не было введено ни одного ТЦ.

Среди проектов, которые были анонсированы к вводу до конца 2017 года, но были перенесены на 2018-й, – «Арена плаза» (20 тыс. кв. м), «Миля» (19 тыс. кв. м), «Галеон» (14 тыс. кв. м) и «Петровский» (8,5 тыс. кв. м). Всего на 2018 год заявлено 306 тыс. кв. м новых торговых площадей; крупнейшими проектами этого года станут ТРЦ на Каширском шоссе (71 тыс. кв. м) и «Остров мечты» (65 тыс. кв. м).

«Тенденция к снижению объема ввода является последствием низкой девелоперской активности на фоне экономического кризиса 2014-2016 годов, – комментирует Екатерина Земская, региональный директор и руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL. – Следует отметить, что в первую очередь на девелоперов повлияли недоступность заемного финансирования в 2015-2016 годах и коррекция планов развития большинства ритейлеров. Как следствие, список проектов 2017 года сократился, в том числе и за счет переноса даты ввода. Тем не менее мы ожидаем, что уже в 2019 году рынок перейдет в новый цикл и девелоперская активность начнет восстанавливаться».

Низкий объем нового предложения 2017 года в первую очередь отразился на доле свободных площадей, которая снизилась с 7,5% до 6,2% в качественных торговых центрах Москвы за истекший год. Вакантность в праймовых торговых центрах, с наивысшими показателями посещаемости и конверсии, сохранялась на уровне близком к нулю на протяжении всего года. 

«С учетом консервативного прогноза ввода в 2018 году, мы ожидаем сохранения фокуса ритейлеров на новых, но уже функционирующих торговых центрах. Поэтому по итогам года доля свободных площадей серьезно не изменится и составит около 6%. Однако уже в 2019 году объем нового строительства может увеличиться до 567 тыс. кв. м, что приведет к росту вакантности до 7,6%. В то же время такой скачок произойдет только при условии ввода всех трех крупнейших проектов 2019 года – ТРЦ Garden Mall, МФК на Аминьевском шоссе и ТРЦ “Саларис”, которые в совокупности могут добавить на рынок 322 тыс. кв. м торговых площадей», – отмечает Оксана Копылова, руководитель направления аналитики торговой и складской недвижимости компании JLL.

Объем ввода и доля свободных площадей на рынке торговых центров Москвы
Объем ввода и доля свободных площадей на рынке торговых центров Москвы_15012018_new.png
Источник: JLL

Значительную долю в структуре новых проектов 2018-2019 годов занимают районные ТЦ небольшого формата на месте бывших кинотеатров, которые реализует компания ADG group (39 объектов совокупной площадью 324 тыс. кв. м). В результате средний размер введенных за год торговых центров в Москве снизится с 50 тыс. кв. м в 2017 году до 19 тыс. кв. м в 2018 году и 22 тыс. кв. м в 2019 году.

​Структура нового предложения и средний размер ТЦ
Структура нового предложения и средний размер ТЦ_15012018.png
Источник: JLL

«В городе остается все меньше локаций, привлекательных для девелоперов, поэтому структура нового предложения торговых центров сегодня меняется. Основной объем строительства ближайших двух лет составят локальные проекты, торговые площади в составе МФК или ТПУ, а также новые очереди действующих объектов, – говорит Полина Жилкина, директор по России и СНГ, руководитель отдела ритейл консалтинга департамента торговой недвижимости компании JLL. – При этом проекты небольшого формата являются не менее привлекательными для ритейлеров, чем крупноформатные ТЦ, ведь они дают им возможность быть ближе к потребителям территориально, увеличивать частоту покупок и создавать дополнительную узнаваемость бренда. Кроме того, даже крупные сети сейчас проявляют гибкость и оптимизируют занимаемые площади, в том числе за счет уменьшенных форматов. Магазины малых форматов уже запустили многие продуктовые ритейлеры, например, “Перекресток”, “Азбука вкуса”, “Ашан”, и анонсировали Decathlon, Leroy Merlin, OBI, “М.Видео”, IKEA».

Уровень активности международных ритейлеров в России в 2017 году был сопоставим с 2016 годом – 49 и 47 дебютов соответственно. Более того, некоторые бренды, ранее покинувшие страну, рассматривают возможность возращения на рынок. Свои планы о развитии в 2018 году анонсировали американский производитель сумок и аксессуаров Coach, французский парфюмерно-косметический бренд Sephora, немецкий fashion ритейлер Orsay и ряд других fashion ритейлеров из Европы и Ближнего Востока.

«Большинство брендов, появившихся на российском рынке в 2017 году, представляют сегменты люкс (18%) и премиум (37%). Стоит отметить, что доля люксовых ритейлеров среди новых брендов увеличилась вдвое по сравнению с 2016 годом. Большинство брендов выходят на российский рынок с помощью партнеров; среди ключевых следует отметить такие группы, как Mercury, Bosco di Ciliegi, Crocus Group, “ДжамильКо”, Aizel Group, BNS Group, “Кашемир и Шелк”, - перечисляет Оксана Копылова. – Почти все ритейлеры открыли первую точку в столице, и только семь выбрали региональные города, в первую очередь из-за локальных партнеров. Три новые иностранные марки появились в Санкт-Петербурге, две – в Воронеже, по одной – в Белгороде и Самаре».

Среди наиболее ярких и известных открытий 2017 года можно назвать первый в Европе итальянский бутик косметики Giorgio Armani Beauty, итальянский гастрономический центр Eataly, бутик французского ювелирного дома Mauboussin, магазин игрушек американской медиакорпорации Disney, магазин американского бренда спортивных товаров Under Armour.

В то же время девять зарубежных брендов покинули российский рынок в 2017 году: Accessorize, C&A, Debenhams, Finlayson, Kipling, LeEco, Mamas&Papas, Mexx, Takko Fashion. Однако стоит заметить, что причинами закрытия этих магазинов стали в большей степени вопросы реорганизации бизнеса, чем фактическое падение оборотов.

​Выход ритейлеров на рынок и их уход из России
Выход ритейлеров на рынок и их уход из России_15012018.png
Источник: JLL



* Здесь и далее площади приведены из расчета GLA.​



О компании JLL

JLL (NYSE: JLL) является лидирующей компанией на рынке профессиональных услуг в сфере недвижимости и управления инвестициями. По всему миру эксперты JLL помогают собственникам недвижимости, арендаторам и инвесторам достигать бизнес-целей. JLL входит в список крупнейших компаний мира Fortune 500; оборот компании в 2016 году составил 6,8 млрд долл. США, за вычетом прямых расходов – 5,8 млрд долл. США. За 2016 год специалисты JLL закрыли сделки по покупке-продаже и привлечению финансирования общим объемом 145 млрд долл. США. Объем портфеля JLL в сфере управления недвижимостью составляет 4,4 млрд кв. футов, или 409 млн кв. м. Компания JLL имеет около 300 корпоративных офисов в более чем 80 странах мира и объединяет свыше 80 тыс. сотрудников (на конец 3-го квартала 2017 года). По данным на 30 сентября 2017 года, LaSalle Investment Management, подразделение по управлению инвестициями, управляет активами стоимостью 59,0 млрд долл. США. JLL является брендом и зарегистрированным торговым знаком Jones Lang LaSalle Incorporated.

В России и странах СНГ JLL представлена офисами в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. В 2004, 2006-2017 годах компания удостаивалась премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Москва, премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Санкт-Петербург в 2009 и 2016 годах, премии «Консультант года» на RCSC Awards в 2015 году.