Skip Ribbon Commands
Skip to main content

Новости

Москва

На рынке торговой недвижимости Москвы проявились признаки дефицита качественных площадей

На фоне низкого объема ввода вакантность в ТЦ снизилась до 6%


Москва, 04 октября 2017 года – По данным компании JLL, в 3-м квартале 2017 года в Москве был открыт всего один качественный торговый центр - «Vegas Кунцево» арендуемой площадью 113,4 тыс. кв. м. С учетом того, что в 1-м полугодии ввода ТЦ не было, эта цифра и является результатом первых трех кварталов. Данный объем на две трети уступает вводу ТЦ в январе-сентябре 2016 года.

На 4-й квартал заявлен запуск торговых центров «Видное парк» (45 тыс. кв. м), «Миля» (21 тыс. кв. м), «Петровский» (8,5 тыс. кв. м), а также торгового объекта площадью 12 тыс. кв. м в составе МФК «Фили град». Таким образом, годовой объем ввода составит около 200 тыс. кв. м и станет рекордно низким за последние четыре года, сократившись на 62% по сравнению с 2016 годом. Среди проектов, которые были анонсированы к вводу до конца этого года, но перенесены на 2018-й, – «Арена плаза» (20 тыс. кв. м) и «Галеон» (14 тыс. кв. м).

Объем ввода на рынке торговых центров Москвы
1_Объем ввода на рынке торговых центров Москвы.png
 Источник: JLL

Доля свободных площадей в качественных торговых центрах Москвы уменьшилась с 6,4% во 2-м квартале до 6% в 3-м квартале, что на 2,5 п.п. ниже уровня 3-го квартала 2016 года.

Структура вакантности в срезе по торговым центрам осталась практически неизменной с начала года. Эту картину не изменил даже выход нового суперрегионального объекта – «Vegas Кунцево» – вследствие высокого уровня его заполненности (85% к моменту открытия). 

 
Динамика доли вакантных площадей в торговых центрах Москвы, %2_Динамика доли вакантных площадей в торговых центрах Москвы.png Источник: JLL

«На московском рынке появляются первые признаки дефицита качественных торговых площадей. В условиях рекордно низкого объема нового строительства, большинство профессиональных операторов вынуждены развивать свои сети в уже действующих торговых центрах. При этом стоит отметить, что сейчас ситуация в корне отличается от картины двухлетней давности. Если в 2014-2015 годах, в период активного ввода в условиях сложной экономической ситуации, торговые центры открывались заполненными на уровне 40-50% GLA, сейчас нового качественного предложения на рынке недостаточно для поддержания спроса со стороны ритейлеров. В итоге в торговых центрах, запланированных к открытию в следующем году, например, в проекте ТРЦ “ЭНКА ТЦ” на Каширском шоссе, заполняемость уже превышает 80% GLA», – комментирует Екатерина Земская, региональный директор и руководитель департамента торговых площадей компании JLL.

С учетом ограниченного ввода, вакантность ожидаемо продолжит снижаться, и к концу года может достичь минимального уровня с начала 2015 года – 5,7%, прогнозируют аналитики JLL. Доля свободных площадей в праймовых торговых центрах, характеризующихся высокими показателями посещаемости и конверсии, держится на уровне близком к нулю уже более года.

«В 3-м квартале 2017 года на российском рынке появилось шесть новых брендов; пять из них открыли первый магазин в Москве, один – казахский Mimioriki – в Самаре. Половина новых операторов представляют премиальный и люксовый сегменты: состоялось открытие двух бутиков одежды премиального уровня Barracuda и Hanro в ГУМе), а также итальянского бутика детской одежды класса “люкс” Il Gufo в “Петровском Пассаже”», - перечисляет Оксана Копылова, руководитель аналитики торговой и складской недвижимости компании JLL. В целом уровень активности международных ритейлеров в первые три квартала сопоставим с аналогичным периодом 2016 года, когда на рынке появилось 37 новых брендов против 31 в этом году. 

В то же время шесть зарубежных брендов покинули российский рынок в 3-м квартале: Debenhams, Mamas&Papas, LeEco, C&A, Mexx, Accessorize. Решения компаний о закрытии своих последних монобрендовых магазинов в России в первую очередь, связаны с изменением их корпоративной стратегии на рынке либо с оптимизацией портфеля брендов и диверсификацией бизнеса.

Выход ритейлеров на рынок и их уход из России3_Выход ритейлеров на рынок и их уход из России.png Источник: JLL

​Арендные ставки в торговых центрах Москвы в 3-м квартале 2017 года не изменились: максимальная ставка аренды для помещений площадью 100 кв. м на первом этаже торговой галереи остается на уровне 195 тыс. руб. за кв. м в год, средняя в торговой галерее – 74 тыс. руб. за кв. м в год. 


О компании JLL
JLL (NYSE: JLL) является лидирующей компанией на рынке профессиональных услуг в сфере недвижимости и управления инвестициями. По всему миру эксперты JLL помогают собственникам недвижимости, арендаторам и инвесторам достигать бизнес-целей. JLL входит в список крупнейших компаний мира Fortune 500; оборот компании в 2016 году составил 6,8 млрд долл. США, за вычетом прямых расходов – 5,8 млрд долл. США. За 2016 год специалисты JLL закрыли сделки по покупке-продаже и привлечению финансирования общим объемом 145 млрд долл. США. Объем портфеля JLL в сфере управления недвижимостью составляет 4,4 млрд кв. футов, или 409 млн кв. м. Компания JLL имеет около 300 корпоративных офисов в более чем 80 странах мира и объединяет около 80 тыс. сотрудников (на конец 2-го квартала 2017 года). По данным на 30 июня 2017 года, LaSalle Investment Management, подразделение по управлению инвестициями, управляет активами стоимостью 57,6 млрд долл. США. JLL является брендом и зарегистрированным торговым знаком Jones Lang LaSalle Incorporated.
В России и странах СНГ JLL представлена офисами в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. В 2004, 2006-2017 годах компания удостаивалась премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Москва, премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Санкт-Петербург в 2009 и 2016 годах, премии «Консультант года» на RCSC Awards в 2015 году.